Восточно-Казахстанский музей искусств (г. Усть-Каменогорск)
look at the map
Interactive map
«Было»
В музее искусств открылась выставка произведений искусств, созданные художниками Казахстана и ближнего Зарубежья во второй половине ХХ века. Многие работы - пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина, мелкая пластика (фарфор) советских художников выставляются в музее впервые, многие не видели зрителя в течение десятилетий. Временной диапазон, представленный в этих картинах, также достаточно внушителен (1958–1991г.г.) и отдален от нас дымкой времени. Огромное государство – Советский Союз, функционировало в едином ритме, объединялось в едином порыве к светлому будущему для всех своих сограждан, населяющих огромные пространства от Чукотки до Балтики, от Северного Ледовитого океана до жарких пустынь Средней Азии. Этот народ уже имел свою, пусть недлинную, но совместную историю. Та история немыслима без трудового энтузиазма и героического вклада народа Казахстана. Двадцать семь живописных работ и маленькие фарфоровые фигурки – свидетели той эпохи. Эту выставку с полным основанием можно было бы назвать «Большая картина» не только потому, что формат большинства работ, представленных в экспозиции, просто огромен, на грани допустимого станкового, но и потому, что работы эти хорошо передают атмосферу того времени, когда наша республика и большинство других ощущали на себе «планов громадье», жаркое дыхание индустриализации и причастность к большой, поистине революционной переделке мира. Вглядитесь в лица этих людей, их осанку. Им свойственно особое достоинство, присущее тогда любому рабочему человеку. Металлург Леонида Агейкина, узбечка Нины Сергеевой, академик Л.Богуш Владимира Суворова, режиссер и писатель С. Санбаев Амандоса Аканаева – с течением времени портреты этих людей стали своеобразными символами советской эпохи. В той эпохе нашлось время для лирического любования природой (К.Шебеко «Море. Камни»), безудержного веселья (Т.Нариманбеков «Летний день в Баку»), и уютного «Натюрморта с гранатами», написанного томским художником Геннадием Панаркиным. В той эпохе, несмотря на разгромленную Н.С. Хрущевым «бульдозерную выставку, уже появились первые смельчаки-авангардисты, такие, как Фарман Гуламов («Двое») и Эльяр Алимирзоев («Свадьба»). Нашлись художники, посмевшие запечатлеть на полотне очень болезненную и практически запрещенную тему политических репрессий (Е. Григорьева «Автопортрет. Мама в виде куколки»). Практически в любой советской семье символом благополучия и семейного достатка был застекленный шкаф-сервант с набором праздничной посуды и фарфоровыми скульптурками, такими как на этой выставке. Эти произведения искусства были доступны по цене и понятны всем, т.к. представляли образы народного фольклора и сюжеты из повседневной жизни народа. На выставке представлены работы самых известных художников Казахстана – Нурсили Кульсеитовой, непризнанного в советское время Жанатая Шарденова, а также известных российских авторов – Ивана Ивановского, Ирины Лотовой. Белорусский художник Олег Матиевич в портретном жанре очень эмоционально и своеобразно пишет тему войны, художник из Киргизии Жумахан Орымханов –мирное детство. Азербайджан, Украина, Эстония также представлены известными авторами в данной экспозиции. Одна новизна данной выставки - на этикетках картин имеется QR код с информацией о художнике.