Областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых (г. Семей)
просмотреть на
интерактивной карте
Обзор коллекций
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ГРАФИКА ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА XX ВЕК
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ХVІ-ХІХ ВЕКОВ

 

 

 

Раздел западноевропейской живописи представлен произведениями мастеров Голландии, Франции, Германии, Англии, Швейцарии, Польши и других европейских стран. Собрание комплектовалось в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Основу его составили произведения, приобретенные в частных собраниях Москвы, а так же переданные музею Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и ВХПО им. Вучетича Министерства культуры СССР. Коллекция раздела невелика, но интересна и разнообразна. Не претендуя на полноту раскрытия всех этапов развития искусства в западной Европе, она расширяет наши представления о живописи произведениями, обладающими высокими художественными достоинствами. Они приобщают к пониманию богатого и разнообразного мира идей, чувств, образов, воплощенных в искусстве талантом разных народов.Одно из самых ранних произведений собрания "Портрет Стефана Батория", выполненный неизвестным польским художником второй половины XVI века. Образ Батория (1533 - 1586), польского короля (1576 - 1586) дает представление об особом типе изображения, сложившимся на ранней стадии развития светского портрета в Польше. В основу его содержания легла особая концепция личности, идея внутреннего единства "шляхетского народа", определенное отношение к выборному королю. Со времен Стефана Батория портрет короля не имел принципиального содержательного отличия от изображения, какого - нибудь малоземельного шляхтича, но король - первый среди равных, он полон значительности и благородства.

 

Интересными произведениями представлена в собрании голландская школа живописи. XVII век в Голландии был временем бурного развития и расцвета реалистического искусства, художники достигли вершин мастерства во всех областях живописи. Подлинную свободу портретному жанру принесли новые художественные вкусы голландского общества. Ни художники, ни заказчики не стремились к идеализации, считая, что портрет должен быть без всяких прикрас, верным изображением внешней и внутренней сущности оригинала. Таков "Женский портрет", выполненный неизвестным художником в 1632 году.

 

Специфической голландской чертой было пристрастие к изображению моря и кораблей.

 

Этот интерес, издавна существовавший у нации выдающихся мореплавателей и рыбаков, породил новую разновидность пейзажного жанра - марину. Художники вносили в полотна свой ум и сердце, свое тонкое понимание красоты природы, свою любовь к соленому ветру с моря, к вечно движущимся облакам на изменчивом северном небе.

 

"Морской пейзаж", выполненный неизвестным художником XVIII века в стиле голландского мариниста Виллема Ван де Велде, исполнен покоя и умиротворенности. Он влечет величавой силой природы, пленяет красивыми формами судов, написанными с любовью и тщательностью на фоне неба и зеркальной глади моря.

 

Простым, ярким, реалистическим языком голландские художники изображали животных. Они впервые подняли анималистический вид живописи до самостоятельного жанра.  Любуясь жизнью животных, художники создавали картины, полные непосредственности и жизнерадостности. Анималистическая тематика стала основным стержнем творчества голландского художника Д. Локхорста (1818 - 1893). Поэзия его картины "Овцы"(1891) заключена в чистоте, ухоженности животных, в  их мирном покое.

 

С конца XVII века во многих странах Западной Европы распространялась декоративная живопись. Перед художниками ставились задачи украшения строящихся дворцов. В декоративных панно, украшавших стены залов с мифологическими и "галантными" сюжетами встречались и пейзажи. В "Декоративном пейзаже" неизвестного художника начала XVIII века представлена избранная, идеализированная природа. Она создана воображением художника и отражает его взгляд на окружающий мир.

 

Находящиеся в собрании произведения французской школы дают представление о салонном искусстве, которое пышно расцвело во Франции во второй половине XIX века. Для него характерно стремление к красивости, светской утонченности, внешней эффектности и сюжетной занимательности. Поиски совершенного, прекрасного идеала зачастую уводили в мир античных легенд и аллегорий. Прекрасная богиня утренней зари представлена в картине "Аврора" неизвестного французского художника середины XIX века. Мягкая манера письма, легкость и прозрачность светотеневой моделировки придают полотну ясное и спокойное звучание.

 

Наибольшим успехом в высших французских кругах в XIX веке пользовался салонный портрет, отвечавший эстетическим запросам общества. "Женский портрет" неизвестного французского художника, выполненный в середине XIX века, носит интимный, камерный характер, в нем звучат нотки доверительной искренности.

 

Из произведений немецкой школы наибольший интерес представляет "Портрет старика" известного немецкого художника Фрица Уде(1848-1911). Немецкая культура на протяжении XIX века занимает одно из передовых мест в Европе. Высшим достижением искусства становится глубокий, психологический портрет, двумя столетиями раньше предугаданный гением Рембрандта. Это портрет человека всецело ушедшего в свои мысли, забывшего о зрителе, о собеседнике и даже о самом себе. В произведении "Портрет старика" художник стремится к выявлению глубины и сложности духовного мира изображенного, передавая своеобразие, богатство и неповторимость человеческой личности.

 

Одной из ведущих тем в творчестве немецкого художника Вильгельма Мейерхейма (1815 - 1882) является баталия. В экспозиции музея представлена его работа "Солдаты в засаде" (1848) в которой живописец убедительно и достоверно изобразил один из эпизодов военных действий прусской армии.

 

В первой половине XIX века в Германии и Австрии появляется стилевое направление бидермейер, который стал проявлением реализма. Ему

 

свойственно пристальное внимание к сценам современной жизни, идеализация патриархального жизненного уклада. Для живописи характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей. В работе Т. Граверта "Пейзаж с коровами" заключена своеобразная поэзия покоя, благополучия и порядка.

 

Познакомиться с творчеством швейцарского художника Александра Калама (1810 - 1864) позволяет полотно "Альпийский пейзаж". Швейцария, расположенная в самом центре Европы, на протяжении пяти веков находилась в тени достижений изобразительного искусства итальянской, французской, голландской и других школ. И только с появлением Александра Калама мир стал говорить об "альпийской пейзажной школе". Никому из швейцарских пейзажистов до Калама не удавалось с такой открытостью поведать зрителю о любви к родному краю, о прелести милой сердцу природы. Светлая красота альпийских видов вдохновила художника и на создание картины, хранящейся в собрании нашего музея.

 

                Украшением коллекции является пейзаж английского художника Генри Энфилда (1849 - 1911) "Норвежский фьорд". В произведении передано ощущение могучего, не умолкающего ритма природы. Он изумляет передачей свето - воздушной среды, пленяющей живописностью и реалистической убедительностью.