Областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых (г. Семей)
просмотреть на
интерактивной карте
Обзор коллекций
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ГРАФИКА ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА XX ВЕК
РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Наиболее полно и разнообразно представлен в собрании музея раздел русского искусства второй половины XIX века. Основную часть раздела составили произведения художников, чье творчество связано с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок, возникшего в конце 60-х годов. Инициаторами создания Товарищества стали художники И.Н. Крамской, Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, Н.Н. Ге. С этого времени начинается новый этап в развитии русского изобразительного искусства.

Термин ''передвижничество'' являлся для того времени синонимом реалистического, прогрессивного искусства. Художники, разоблачая пороки русского общества, в то же время раскрывали духовный мир простого русского человека, поэзию его быта, красоту родной природы. За время своей более чем полувековой работы Товарищество организовало 48 передвижных выставок в Петербурге, Москве, Киеве, Одессе и других городах страны. В объединение входили наиболее талантливые и прогрессивно настроенные художники. В своих произведениях они соединяли высокое мастерство с глубиной мысли, силой темперамента, с предельной искренностью и убежденностью, раскрывая правду жизни.

Представленные в экспозиции музея работы живописцев и графиков, относятся к различным периодам деятельности Товарищества. Мастера разнятся творческими почерками, степенью глубины постижения жизни, особенностями выбора сюжетов.

Передвижники сумели сказать новое слово во всех жанрах искусства.  Повышенный интерес к социальной жизни нашел отражение, прежде всего, в жанровой живописи. Ведущий жанрист, мастер обличительного направления в живописи 60-х годов В.Г. Перов представлен в экспозиции эскизом к картине  “Нищие на церковной паперти” (1866-1869). В.Е. Маковский и М.В. Максимов в 70-90 годы развивают традиции критического реализма. Интересны небольшие по размерам жанровые картины В.Е. Маковского '' “Под хмельком''” (1887) и '' “Созерцатель''” (1897).

Особое пристрастие художников к портретному жанру отражало общий, харак-терный для времени, пристальный интерес к человеку. Художники стремились к раскрытию сложного внутреннего мира и индивидуальных особенностей характера своих современников. К сожалению,  в собрании музея этот жанр представлен эпизодически, но отдельные произведения, такие как '' “Портрет В.И. Анненковой''”

И.Н. Крамского, '' “Портрет А.Г. Данильчина''” Н.Н. Ге, “Девочка” А.Я. Головина, портреты кисти Н.П. Богданова-Бельского и другие отличают высокие художественные достоинства.

Во второй половине XIX века происходит расцвет национального русского пейзажа. Коллекция музея располагает прекрасными полотнами выдающихся мастеров А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева и др. Все более уходит в прошлое характерное для начала столетия идеализированное восприятие природы. Эффектность изображаемых ландшафтов уступает место простым, непритязательным, но полным строгой и благородной красоты мотивам русской природы. В картинах А.К. Саврасова “Избушка в лесу на берегу ручья''”, ''“Зима в деревне''”, “Осенний вечер” проявилась самая существенная черта его творчества  стремление в будничных пейзажных мотивах показать глубокую задушевность родной природы. Начиная с Саврасова, в реалистическом пейзаже зазвучали глубоко личные ноты, и его развитие определилось по двум направлениям. Лирическое направление представлено в экспозиции музея работами И.И. Левитана, Ф.А. Васильева. Героико-эпическая интерпретация природы характерна для произведений И.И. Шишкина. Образы родной природы находят отражение в творчестве В.Д. Поленова, А.А. Киселева, Е.Е. Волкова.

О Н.Г. Шильдере известно не много. С 1861 года - академик, жанрист. Интересен тот факт, что его жанровое полотно '' “Искушение''”, созданное в годы учебы в Академии художеств, было приобретено П.М. Третьяковым и положило начало знаменитой Третьяковской галерее. Он практически не работал в жанре пейзажа, тем ценнее имеющаяся в экспозиции работа ''“Кустарник''”. Здесь же представлена и работа сына художника А.Н. Шильдера, ученика И.И. Шишкина, активного участника передвижных художественных выставок. Пейзаж ''“Березовый перелесок” написан свободной, вдохновенной кистью.

Наряду с художниками, работавшими в реалистическом ключе, в искусстве второй половины XIX века видную роль играли мастера салонно-академического направления. Основой их творчества были культивировавшиеся Императорской Академией художеств традиции классицизма и романтизма, культ красоты. Тем не менее, реалистические искания времени не могли не сказаться на творчестве этих мастеров.  Расширяется тематика их произведений, живопись наполняется светом, богаче становится палитра и живописные приемы.

К наиболее популярным пейзажистам этого направления принадлежал Ю.Ю. Клевер. Прекрасным образцом салонной живописи является работа А.И. Мещерского '' “Старый баркас''”. Изысканна и гармонична живопись Л.Ф. Лагорио.

Таким образом, коллекция музея дает представление о разнообразии русской живописи второй половины XIX века и знакомит зрителя с произведениями яркими, самобытными, обладающими высокими художественными достоинствами