Областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых (г. Семей)
просмотреть на
интерактивной карте
Обзор коллекций
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ГРАФИКА ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА XX ВЕК
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ГРАФИКА ХVІ-ХІХ ВЕКОВ

Произведениям графики в экспозиции музея отведено особое место, где зрителям открывается строгая красота графического искусства. В разделе западноевропейской графики экспонируются произведения художников Голландии, Италии, Франции, Испании. Большинство работ выполнено в технике резцовой гравюры и офорта.

Гравюра самый молодой из видов изобразительного искусства. Если зарождение живописи, скульптуры, архитектуры теряется в доисторических эпохах, то время появления гравюры более или менее известно  это рубеж XIV-XV веков. Особое свойство, которым обладает гравюра -  тиражность. Нередко задают вопрос, не лишает ли это ее оригинальности, не низводит ли до уровня репродукции? Но ведь весь процесс создания гравюры очень сложный, кропотливый и, конечно же, творческий. Он требует от гравера большого мастерства, специальных навыков, чувства ритма и твердой руки. Получаемый в результате отпечаток на бумаге  конечная цель всего творческого процесса.

С начала своего возникновения гравюра заговорила на особом языке, стала применять специфические средства, резко отличающие ее от рисунка и живописи. На протяжении более чем четырехсот лет гравюра развивалась в двух направлениях: как самостоятельное искусство, когда создается авторский эстамп по собственной композиции,  и как искусство воспроизведения, если в качестве оригинала для гравирования используется произведение другого художника. Репродуцирование картин известных мастеров стало особенно распространенным явлением в гравировании. Это очень сложная задача - передать все многообразие цвета и фактуры живописи всего лишь одной краской, комбинируя в разных сочетаниях различной толщины линии, точки и тональные пятна. С какой бы точностью и тщательностью художник - гравер ни воспроизводил все детали живописного полотна, он делал это на языке другого, графического искусства. И из под его резца выходила не просто копия, а самостоятельное художественное произведение. В наше время репродукционные гравюры также представляют ценнейший материал для истории искусства, так как они заменяют многие утраченные оригиналы и тем расширяют наше представление об искусстве.

В музейном собрании представлены как авторские, так и репродукционные гравюры. Одна из самых ранних, по времени создания, гравюр воспроизводит живописную картину Франческо Маццуоли, прозванного Пармиджанино (1503 - 1540)  "Амур, вырезающий лук". Данное произведение, с его зашифрованным, иносказательным содержанием характерно для умонастроения эпохи маньеризма. В вытянутый формат, несмотря на сложный мотив движения, искусно вписана фигура Амура. Произведение отличается необычностью художественных приемов, усложненностью, резкими столкновениями света и тени.      

В далекий мир античности уводит и гравюра "Вакх", прекрасное "перевыражение" карти-ны фламандского живописца Питера Пауля Рубенса (1577 - 1640). Гравюра была выполнена, возможно, в мастерской знаменитого мастера, которую он организовал для выполнения многочисленных заказов.

Великие мастера XVI, XVII веков в своем творчестве обращались к библейской и евангель-ской тематике.  Эти произведения никогда не были простой иллюстрацией религиозных легенд или догматических положений церкви, а несли в себе гораздо более сложное жизненное содержание.        

В мировом искусстве широко распространен евангельский, драматический сюжет снятия тела распятого Христа с креста. Это всегда образ великой жертвы, искупившей грехи человечества, событие, с которым две тысячи лет были связаны людские надежды на грядущее спасение. Воплотить этот образ, увидеть такое событие в мучительной и жестокой казни  задача нелегкая. Мастера Возрождения стремились создавать произведения, в которых реальность смерти и страданий Христа не закрывает до конца величие происходящего момента. Мастер Cosimus Zocchi (? - 1780) в резцовой гравюре воспроизвел фреску "Снятие с креста", которая была выполнена в капелле Орсини римской церкви Тринита деи Монти в 1541 году художником Даниэле да Вольтерра (ок, 1509 - 1566). Величаво сливаются в образе Христа приметы смерти с живым началом. Не только о смерти говорит его облик, но и о преодоленном страдании, об идущем вослед радостном воскресении.

У величайшего голландского художника XVII века Рембрандта Харменс ван Рейна (1606 - 1669) произведение "Снятие с креста" становится оппозиционным откликом на господствующую тогда в европейском искусстве идеализированную трактовку религиозной тематики. Для Рембрандта обращение к сюжетам священного писания не означало отказа от жизненной правдивости изображения, напротив, он ставил своей целью совместить реальное, земное, конкретное с тем возвышенным духом и общезначимым смыслом, который заключен в легенде. В офорте "Снятие с креста" (1633) сюжет трактован Рембрандтом как камерная сцена, что дает возможность зрителю прочувствовать как нечто лично к нему взывающее, человеческую трагедию  гибель измученного, обессиленного страданиями Христа и горе его близких. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Акцент переносится на внутреннее, духовное содержание события.

В Голландии XVII века жанровая живопись представляла сложную и разнообразную картину. Национальный народный характер проявился в этом виде наиболее ярко и всесторонне.  Адриан ван Остаде (1610 - 1686) является одним из самых старейших в плеяде голландских жанристов. Главный интерес в его произведениях сосредоточен не столько на отдельных человеческих образах, сколько на их общности, на объединяющем их настроении, на окружающей их жизненной среде. В музейном собрании представлена гравюра с картины Адриана ван Остаде, выполненная голландским графиком Висхером Корнелисом (1629 - 1662). В ней изображена семейная сцена из жизни простых людей, в которой присутствует настроение уюта и умиротворенности, ощущается симпатия к изображенным людям.

Гравюрные листы из испанского альбома, выполненные в 1806 году французскими мастерами, знакомят с многообразными видами Испании.  В них представлены известные исторические места, архитектурные памятники, красивейшие уголки природы Испании. Среди них изображение каталонского монастыря Поблет, построенного в XII веке: "Одно из зданий монастыря Поблет", "Вид одного из внутренних дворов монастыря Поблет". Это один из самых крупных действующих монашеских обителей Европы, в котором покоятся останки представителей Арагонской короны. В гравюрах "Вид Монт Серрат", "Интерьер церкви Монт Серрат" показан комплекс еще одного удивительного, находящегося высоко в горах монастыря, выполненного в строгих формах.

В отличие от гравюры, которая существует во множестве экземпляров, рисунок - произведение уникальное. В музейном собрании хранится небольшой рисунок графитным карандашом "Женская полуфигура" французского художника XVII века Эсташа Лесюера (1616 - 1655). Творчество художника принадлежит к классическому направлению в парижском искусстве середины века. Лесюер большое внимание уделял графике и его наследие этого вида искусства обширно. Рисунок, изображающий скульптурную женскую полуфигуру в античном духе, элегантен и выполнен со вкусом. Мягкий штрих, обладающий малой интенсивностью, создает образ, исполненный чистоты, гармонии и красоты.