Областной музей изобразительных искусств имени семьи Невзоровых (г. Семей)
просмотреть на
интерактивной карте
Обзор коллекций
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
  • ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ГРАФИКА ХVІ-ХІХ ВЕКОВ
  • ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА XX ВЕК
ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА XX ВЕК

 

Формирование коллекции искусства Казахстана с самого начала рассматривалось как одно из приоритет­ных направлений собирательной деятельности музея. Ак­тивное пополнение отмечается уже в первые годы за счет приобретений из мастерских художников, частных владельцев, а также передач из Министерства культуры КазССР.

 

Исходя из реалий художественного рынка, музей сосредоточил свои усилия на искусстве второй полови­ны 20 века. Произведения казахстанских художников пер­вой трети 20 века были практически недоступными для собирательства. Основная их часть уже находилась в му­зеях, в основном в Государственном музее изобразитель­ных искусств им. Абылхана Кастеева и ряде других. Тем не менее, удалось приобрести произведения мастеров стар­шего поколения, созданных в 30-50-х годах ХХ века. Это - С. Калмыков «Пейзаж» (1930), О. Кужеленко «Узбечки» (1939), Б. Урманче «Абай в юрте» (1942), Л. Леонтьев «Пор­трет жены» (1946), А. Несина «Автопортрет» (1949), К. Ша- яхметов «Победители» (50-е годы), А. Черкасский «В пар­ке» (1955), А. Кастеев «Горный пейзаж» (1956) и другие. В это время в изобразительном искусстве страны заклады­вались основы профессиональной школы живописи, кото­рые к концу 50-х годов сформировались в общий для со­ветского искусства специфический академический стиль. Картина как наиболее поощряемая официальная форма выражения основной идеи искусства, социалистического по содержанию и национального по форме, была основ­ным персонажем выставок. Большинство из авторов, как правило, выпускники Ленинградского института им. Репина либо Московского института им. В. Сурикова, где они по­лучали серьезное образование и их произведения вполне вписывались в общий строй подобных крупноформатных, «манежных» полотен. В качестве примера приведем «По­бедителей» Шаяхметова. Здесь наряду с грамотно вы­строенной многофигурной композицией, великолепно пе­реданной световоздушной средой, имеется определен­ный схематизм, что не мешает, впрочем, выразить «соци­алистическое содержание» - идею светлой жизни народа. Провозглашенная же «национальная форма» в эти годы была, по большей части, декларативной и воплощалась лишь в этнографических признаках, как и в нашей картине.

 

В шестидесятые годы начинается один из самых плодотворных, ярких периодов расцвета казахстанского искусства, нащупавшего именно ту, национальную форму, которая делала его самобытным и узнаваемым. «Шести­десятники» - условное название для группы казахстанских художников, заявивших о себе в конце шестидесятых и в семидесятые годы. Казахстанские «шестидесятники» от­личались, прежде всего, стремлением к поискам нацио­нальных истоков художественной формы. В современном искусствознании говорят о возникшей в эти годы нацио­нальной модели искусства, «национального по форме и по содержанию». Этому немало способствовал и общий куль­турный фон. Поэзия и проза Олжаса Сулейменова, творче­ство Мухтара Ауэзова, исследования петроглифов древ­них наскальных изображений Алана Медоева, труды Льва Гумилева и его концепция евразийства - все это побуж­дает молодых художников погрузиться в глубины истории и культуры народа. Возникают сообщества единомышлен­ников; огромную роль в приобщении молодых казахстан­ских художников к идеям нового искусства сыграл ученик П. Филонова Павел Зальцман. Он читал лекции, участво­вал в работе полулегальных творческих объединений мо­лодых, таких как «Дилижанс» (Р. Хальфин). Художествен­ная форма как первичная и самостоятельная субстанция в создании художественного образа - эта новая идея на­ходила свое воплощение в произведениях живописцев и графиков этого периода. В течение восьмидесятых и де­вяностых годов в собрание музея поступают произведе­ния С. Мамбеева «В моем городе» (1960), Г. Чернощеко- ва «В гости» (1968), Т. Тогысбаева «Кюй 41 год» (1968), А. Аканаева «Баня» (1970), С. Айтбаева «Девочка у юрты» (1974) и многих других, где явно проступает протестное желание авторов уйти в своего рода «чистое искусство», отказ от социального заказа. Описательный реализм сме­няет энергия цвета, почерпнутая в декоративном начале традиционного народного казахского искусства.

 

Графическое искусство к этому времени также пере­живает подъем. Уже работают старейшие мастера, такие, как В. Антощенко-Оленев и К. Баранов, к ним присоединя­ются Н. Гаев, Б. Пак, Е. Сидоркин и позднее М. Кисамеди- нов, А. Бейсембинов и другие. Нам удалось собрать зна­чительную коллекцию произведений этих мастеров, пред­ставляющую печатную и оригинальную графику.

 

Следует отметить, первоначальный период собира­тельства казахстанского искусства был сопряжен с опре­деленными трудностями. Он пришелся на вторую поло­вину восьмидесятых годов, время, когда художествен­ная жизнь страны испытывала особый прессинг властей, и многие работы не доходили до выставок, оставаясь в мастерских. В это время приобретаются работы много и плодотворно работающего Жанатая Шарденова, худож­ника редкой одаренности и самобытности. Получив худо­жественное образование в Алма-Атинском училище у Чер­касского и Леонтьева, он шел собственной дорогой, и ни­что не могло сбить его с этого пути. Его изумительные пейзажи, поражающие самоценной, вибрирующей факту­рой, стоят особняком в ряду других. Казалось, Шарденова не затрагивали никакие идеологические установки, и его живопись - это плод свободного и счастливого вдохно­вения. Сегодня пейзажи этого мастера - украшение экс­позиции.

 

Во второй половине восьмидесятых годов в коллек­цию музея поступают произведения молодых современ­ных художников, имена которых громко прозвучали на республиканских и всесоюзных выставках в конце семи­десятых - начале восьмидесятых годов: Р. Хальфина («В интерьере», 1978), Е. Тулепбаева («Гостья. Новый ребе­нок в городе», 1981), Д. Алиева («Рынок», 1984), «Натюр­морт», 1988), А. Есдаулетова («Земля предков», 1990), Б. Бапишева («Памятник благодарности», «Инфаркт миокар­да», 1988), Б. Табиева («Последние лучи», 1983», («Жен­щина с ребенком», 1981). В этих замечательных произве­дениях явно усматривается желание авторов к свободе творческого поиска, к освобождению от официозного со­знания в искусстве.

 

В начале девяностых годов художественная жизнь Казахстана особенно активизируется. Одна за другой от­крываются выставки, провозглашающие совершенно не­слыханные идеи. «Центр искусств», «Зеленый Треуголь­ник», «Перекресток», «Ночной трамвай», «Знаковая живо­пись» - названия выставок и творческих объединений го­ворят сами за себя. Участники этих нашумевших в свое время выставок - бывшие шестидесятники и совсем мо­лодые художники из столицы и провинциальных городов. Постоянно наблюдая за развитием художественной прак­тики современных живописцев, музей не прошел мимо этих проявлений нового, и в коллекцию музея поступают произведения С. Маслова («Прогулка по городу», «Фокус­ник»), А. Менлибаевой «Композиция», Р. Хальфина «Оскол­ки», Е. Воробьевой «Триумф», «Баночка черной туши», А. Карпыкова «Шанкобыз», Ю. Негодаева «Композиция», «Рыбы празднуют, шествуют», К. Хайрулина «Я не был в Китае», А. Есдаулетов «Земля предков», А. Сыдыханова «Знак птицы» и многие другие.

 

В девяностых годах появляются частные независи­мые картинные галереи, которые не только предоставля­ют для осуществления акций и перформансов свои вы­ставочные площади, но и сплачивают вокруг себя груп­пы художников-единомышленников, демонстрировавших стремление оперировать не столько образами реальной действительности, сколько их символами. В течение не­скольких лет в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Кастеева проходят своеобразные «смо­тры» современного искусства - «Парад галерей». Кол­лекция музея пополняется произведениями живописцев и графиков конца девяностых и первого десятилетия двад­цать первого века. Поступают произведения Б. Бапишева («Длинные тени», 2006, «Стул в степи», 2005), Григо­рьяна В. («Вместе», 2006), Григорьян Е. («Рыба», 2006), М. Дуйсебаева («Натюрморт с пейзажем», 2006), К. Дуй- себаева, С. Ледяева («По небесной реке», 2006), О. Мах­но («Аптапочки», 2009), М. Нарымбетова («Ветер», 2006, «Поезда 94 года», 2006), А. Нода («За травой», 2003), Р. Нурекеева «Встреча стада», 2006, С. Сулеймено- вой («Канкан», 2005, «За окном автобуса», 2006), А. Оси­пова («Формула земли. Ночь», 2001,) В. Рахманова («В по­исках истины», 2010).

 

Сегодня коллекция казахстанского искусства, на­считывающая более 2000 единиц, составляет почти поло­вину всего собрания музея. Она представлена в обновлен­ной, постоянно действующей экспозиции «Изобразитель­ное искусство Казахстана. Традиции и современность».

 

 

 

Т. Стромская

директор музея, искусствовед