Восточно-Казахстанский музей искусств (г. Усть-Каменогорск)
просмотреть на
интерактивной карте
Обзор коллекций
  • Скульптура
  • Детское творчество
  • Живопись
  • Графика
  • Музыка
Детское творчество

Государственный художественный фонд «Детское творчество» ВК музея искусств, основанный с 1998 года, на сегодняшний день составляет 551 единицу хранения. Это единственный фонд в Казахстане, сформированный и хранящийся в музейной среде, благодаря организации и проведению областных выставок-конкурсов детского творчества. Многолетний опыт проведения мероприятий, организованных ВКМИ при поддержке Управления культуры ВКО, проводимых на основе государственной программы «Культурное наследие», а также научная работа и подготовка научных каталогов дает возможность говорить о профессиональном подходе к хранению, изучению и экспонированию детских произведений.

В фондах находится инвентарная карточка с фотографией работы, индивидуальная папка автора с анкетой и разнообразными дополнительными сведениями и материалами о юных художниках.

Коллекция в целом отражает следующие виды художественной деятельности: скульптура, живопись, графика, ДПИ. По жанровому содержанию – это пейзажи, натюрморты, портреты, анималистика, быт, история, сказка, литература. Сюда вошли также рисунки и изделия, созданные под впечатлением произведений выдающихся художников и мастеров мирового и регионального изобразительного искусства. Детская коллекция начала формироваться с 1998 года усилиями сотрудников отдела музейной педагогики по итогам проведения выставок: «Солнечная палитра», «Ожившие герои А.Волкова», «Чудесная страна Л.Кэрролла», «Прикосновение к творчеству», «Сказка за сказкой», «Живая природа Казахстана», «Сияющий калейдоскоп», «Казахское народное творчество – источник мудрости, поэзии, красоты», «Казахстан: прошлое, настоящее, будущее», «И вдруг возникнет Красота…», «У нас – юбилей!», «Я и моя семья», «Свет памяти», «Родник творчества», «Вокруг света», «Мой Пушкин».

Говоря о месте художественного творчества ребят, следует констатировать, что в детскую коллекцию вошли экспонаты, представленные городами: Усть-Каменогорском, Риддером, Зыряновском, Аягозом, Семипалатинском, Серебрянском, Шемонаихой, Курчатовым. Кроме того, коллекция пополнена работами ребят из Глубоковского, Уланского, Курчумского, Тарбагатайского, Кокпектинского, Бородулихинского, Самарского, Аягозского районов. С каждым годом география участников выставок заметно расширяется. По возрастным категориям фонд «Детское творчество» поделен на три группы: младший школьный – с 7 до 10 лет; средний школьный – с 11 до 14 лет; старший – с 15 до 18 лет. Выделяя особенности первой группы нужно отметить, что рисунки и поделки самых маленьких - это повествование об окружающей жизни, собственные впечатления.

В основном, рисунки выполнены гуашью, цветными карандашами и мелками, аппликация. В некоторых работах, в частности рисунках, видно проявление синкретизма – надписи рядом с персонажами (имена, возраст, родственные отношения). В этом случае ребенок не только хотел показать, но и рассказать все о своем предмете изображения. Средний возраст - возраст развития процессов самопознания, самоопределения развивающейся личности и ориентации в пространстве художественной культуры. В фондовых работах отмечается большое старание в точности изображения героев, например, домашних животных, деревьев, растений, насекомых. Сюжетно-композиционные решения усложнены, широко представлены играми, семейными и школьными праздниками, развлечениями, сказочными сюжетами, цветочными композициями. Прослеживается активное освоение техник, использование различного изобразительного материала. Предпочтение отдается гуаши, цветным карандашам, природному материалу, глине. Детские работы этого звена отличаются высоким уровнем воображения: например, в создании образов народных сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, сюжетах, рассказывающих о будущем нашей страны. Работы детей от 15 до 18 лет - это многофигурные и вдумчивые композиции, высокое мастерство, определенная зрелость, раскрепощенное дерзание.

Произведения, находящиеся в фондах, отличаются глубиной философского содержания, они подробно повествовательны, цельны, гармоничны, изысканно живописны. Авторы создают свои произведения с натуры, по памяти и представлению. В живописных и графических произведениях активно применяют фронтальную, угловую, воздушную перспективы, выделяя глубину пространства; передают статику и динамику, сложные ракурсы. Наиболее зримо обозначают форму, объем, выявляют ритмические связи, находят меру соотношения главного и деталей, используют градации светотени, подбирают более естественное и цельное колористическое решение.

В основном, работы выполнены в технике масляной живописи, акварели, туши. Также использованы такие материалы, как пластик, дерево, гипс, кожа. Любовь и уважение к семье, родным и пожилым людям, восхищение героическими личностями и людьми войны и труда, обращение к истории и культуре родного края, нашей страны и других стран мира, желание понять современную жизнь, подумать над истоками духовности, помечтать – вот основа их созидательного творчества.